Храмы и монастыри всегда играли особую роль в формировании облика ландшафта и до сих пор нерукотворную природу современных пейзажей одухотворяют создания рук человеческих – православные храмы. Проблема сохранения культурного наследия, и, особенно, православных объектов - одна из важнейших проблем современности. Стремительное преобразование окружающей среды предполагает новый взгляд на культурное наследие как на часть глобального экологического комплекса, от сохранения которого во многом зависит уровень знаний, духовности и исторической памяти общества. Церковные и монастырские сады - неотъемлемая часть истории и культуры России. Считается, что в России первые сады появились именно в монастырях (Н. Дубенский, Н. Тонин, А. Регель). Появившись в далекое средневековье вместе с монастырями, монастырские сады существовали и все последующие века, пройдя значительный путь развития - от небольших внутренних двориков с крестообразным расположением аллей до значительного размера ландшафтных композиций. Монастырские сады отличает гармония рукотворных элементов в естественном природном окружении. Создание парковой среды шло по двум направлениям: в основном это были преобразования ландшафта, связанные с повседневной и хозяйственной деятельностью с последующей эстетизацией, и, второе (присутствующее не во всех монастырях) — создание ландшафта, соответствующего каким-либо образцам (например, создание подобия Святой земли). К сожалению, практически не существует исследований по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству русских монастырей и храмов.
Торжественно возносится к небу величественная и светлая Никольская церковь села Мансурово, являясь доминантой в ландшафте. Создание монастырских и церковных садов, аллей, цветников и водоемов было давней традицией людей труждающихся в церкви. Духовное устремление верующих людей к небу зримо воплощается в устроении «отблеска рая на земле».
Человек, избранный Промыслом Божием для основания церкви, видит природу духовными очами. Таким человеком была вдова действительного статского советника Мария Васильевна Алсуфьева, которая выбрала столь красивое место для строительства Никольской церкви вдали от сел, на вершине холма, откуда открывалась красота перспектив. Настоятель Никольской церкви, священник Григорий Грузов, прослуживший на приходе свыше 50 лет, немало потрудился на этой земле, подавая пример доброго хозяйствования. Вот так отзывались о его стараниях современники: «Плодом его трудов и старания, умения привлечь всех к доброму делу мы видим и храм боголепный, и увеличенный при нем звон, и школу такую, которая в округе зовется для всех образцовую. Болота не стало. Мы видим пруд, канаву вокруг участка церковной земли, сад зеленеющий и рощу сухую.» Вот это прошлое и захотелось вернуть в будущее. На протяжении 17 лет настоятелем Никольской церкви с добровольными помощниками велась постоянная и кропотливая работа на земле. В первые годы много сил и средств уходило на ликвидацию завалов строительного и бытового мусора, скопившегося за десятилетия на брошенной территории церкви. Основные трудности были связаны с преобразованием рельефа и улучшением структуры местной почвы, т.к., в результате сильного заболачивания и загрязнения был утрачен плодородный слой, необходимо было осуществить дренирование переувлажненных участков.
Мечта о рукотворном ветрограде привела настоятеля храма священника Вадима Сорокина в Московский Государственный Институт Леса на кафедру садово-паркового строительства, где под руководством профессора Фурсовой Л.М. был выполнен в 2000г. дипломный проект на тему «Озеленение и благоустройство территории Никольской церкви с. Мансурово Истринского района». В дальнейшем данные этой работы помогли в разработке проекта благоустройства территории Никольской церкви, выполненного прихожанками храма Венцлавской Т. и Болтрушевич Ю., рассчитанного на длительный период. Ландшафтная архитектура - искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями. В задачи ландшафтной архитектуры входят охрана естественных ландшафтов и создание новых (садово-парковое искусство), планомерное развитие системы естественных и искусственных ландшафтов. Данный проект соблюдает главный принцип садово-паркового искусства русских монастырей - стремление к простоте, искусное сочетание полезного и идеального, учитывает функционально-пространственные и эстетические взаимосвязи церкви с природой, особенности местного климата, для которого характерны повторяющиеся через различные периоды летние засухи и сильные морозы.