Села Мансурово, Петрово и Юркино, расположены в юго-западной части современного Истринского района, тогда как в прошлом, в XVI-XVIII веках, они числились в Московском уезде Сурожского стана, находясь почти на равном расстоянии от городов Истры (бывшего Воскресенска), Рузы и Звенигорода. Эти земли и сейчас исполнены среднерусского очарования, расположены в бассейне небольших речек Малой Истрицы и Молодильни. Торжественно возносится к небу Никольская церковь с. Мансурово, неожиданно является на пути древний Христорождественский храм в Юркино… Они побуждают задуматься о наших предшественниках, молившихся в этих храмах, о, зачастую, безымянных их создателях - мастерах прошлого, строителях, иконописцах, благоустроителях, священниках.
Старинное село Мансурово, находившееся в версте от Петрова, издревле принадлежало разным владельцам. В начале Смутного времени в XVII веке Мансурово было разорено польско-литовскими отрядами и стояло "впусте". Позже селом поочередно владели: Петр Данилович, князь Юрий Хворостин, князья Корсаковы и Волконские.
Появление первой церкви в селе Петрово связано с потомками старинного боярского рода Голохвастовых, которые долгое время оставались владельцами обширных земель в этих местах. В 1682 году село Петрово вначале ненадолго переходит во владение князей Волконских, от них - к Ивану Михайловичу Воейкову, а в 1754 году село перешло по закладной во владение Марье Васильевне Олсуфьевой - супруге действительного статского советника сенатора Адама Васильевича Олсуфьева. (Иногда в письменных источниках фамилии супругов начинается на букву А - Алсуфьевы).
На то время в вотчине генерала Адама Васильевича Алсуфьева имелись две деревянные церкви: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца что в селе Мансурово, и в версте от нее - церковь Похвалы Богородицы.
В 1786 году вдова генерала М.В. Алсуфьева подает прошение члену Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Московскому и Калужскому Платону о строительстве новой деревянной церкви между селами Петрово и Мансурово, на расстоянии версты от того и другого. М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и в тесном окружении жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место - на возвышении, между селами Петровым и Мансуровым. Это решение уравнивало в правах оба старых прихода и делало новый храм одинаково доступным для всех окрестных жителей.
Храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, построенный в 1791 году усердием Марии Васильевны Алсуфьевой, благополучно просуществовал три четверти века, был свидетелем веры и молитвы местных жителей нескольких поколений.
Марья Васильевна Алсуфьева умерла в 1795 году. После кончины ее недвижимое имение в Петрове и Мансурове по купчей унаследовал ее зять - действительный статский советник Григорий Павлович Кондонди, однако, уже в 1799 году он продал эти владения дочери морского капитана первого ранга Сергея Ивановича Свиньина. С новой владелицы - Елизаветы Свиньиной начался и новый период в обустройстве Никольского храма. Старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича, когда его представители пришли на службу из Литвы. Долгие годы, оставаясь хозяйкой поместья, Елизавета Сергеевна Свиньина постоянно заботилась о благосостоянии Никольской церкви. Известно, что в 1810, 1811 и 1817 годах она обращалась к церковным властям с прошениями о ремонтах, обновлении и благоукрашении Никольской церкви. В результате церковь была оштукатурена, внутри в ней был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы. В течение лета 1820 года была построена новая каменная колокольня. Внешний вид ее представлен на чертеже вместе с деревянной церковью 1791 года. Чертеж подписан архитектором Балашовым.
С 1841 года Никольская церковь перешла на попечение дворянского семейства Вырубовых, которые внесли немалый вклад в ее окончательную достройку. Род Вырубовых, как и Свиньиных, был древним и корнями своими уходил в XVI век. Дед нового владельца села Петрова и других имений в Рузском уезде - Петр Иванович Вырубов был сенатором, тайным советником, действительным камергером, имел девять сыновей, служивших Отечеству в армии. Из них Иван Петрович Вырубов (отец хозяина Петровского поместья) дослужился до высокого звания генерал-лейтенанта и был женат на Елизавете Петровне Свиньиной – племяннице Елизаветы Сергеевны Свиньиной, дочери ее родного брата. Таким образом, Свиньины и Вырубовы были близкими родственниками и Петр Иванович Вырубов, став владельцем Петрова, обосновался в имении родной тетки своей матери. В 1853 году новый владелец имения П.И. Вырубов приступил к замене деревянной церкви на каменную и расширению храма за счет пристройки к нему теплой трапезной. Проект Никольской церкви был заказан известному московскому архитектору Н.И. Козловскому, а подрядчиком был владимирский крестьянин Амплий Назаров. Никольскую церковь в селе Мансурове можно считать одним из лучших творений Н.И Козловского. Архитектор сохранил мотив бесстолпной световой купольной ротонды с главой на барабане. Элементы псевдорусского стиля присутствуют в килевидной форме кокошников массивных окон и порталов. Церковь органично вписана в окружающий пейзаж, ее стройный силуэт хорошо просматривается со стороны сел.
Клировые ведомости от 1868 года сообщают, что Никольская церковь построена в1853 году тщанием г. подполковника Петра Ивановича Вырубова и прихожанами на месте сломанной деревянной. К ней приложена холодная, «тщанием того же помещика Вырубова и прихожан. Зданием каменная внутри оштукатурена, при ней колокольня каменная, складена в 1820 году тщанием Ея Высокородия Елизаветы Сергеевны Свиньиной и в 1853 году возвышена и возобновлена, и покрыта железом тщанием помещика Вырубова и прихожан и обнесена каменною оградою тщанием той же девицы Свиньиной, каковая ограда в 1859 году возобновлена и покрыта железом. Престол один именно в теплой трапезе вновь сооруженной в честь святителя и чудотворца Николая, другой имеет быть в холодной, вновь сооружаемой во имя Апостола Петра и Павла». Таким образом, выясняется, что в 1853 году была построена теплая каменная трапезная, а холодная церковь к 1868 году была отстроена только «вчерне», то есть, выстроен ее объем, но не произведена внутренняя отделка.
Со слов священника Никольской церкви Григория Грузова (который бессменно прослужил свыше 50 лет настоятелем в ней) каменная церковь начала строиться в 1853 году, а в 1875 окончена и освящена.
Усердием священника Григория Грузова в 1893 году по плану архитектора Крыгина выполняется внутренняя перепланировка церкви для устройства двух пределов в трапезной. Для устройства двух приделов по сторонам трапезной решено было заложить два небольших боковых прохода из холодного храма в трапезную и сделать один большой арочный проем в центре. Объемно-пространственная композиция храма при этом получала еще более четкое развитие по одной оси, когда все пространство храма от притвора до основного подкупольного пространства, постепенно плавно перетекает из одного в другое по центральной оси. Важно, что при этом большое подкупольное пространство стало более открытым и лучше связанным с трапезной. Второй придел был устроен в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.
Среди икон была старинная икона Божией Матери Троеручицы, с подписью сообщавшей, что она послана со святой Афонской горы архидиаконом Феофаном и митрополитом Леонтием в 1664 году Патриарху Московскому и всея Руси Никону в Новый Иерусалим. На иконе была запись с описанием чуда, по которому явилась у Божией Матери третья рука. Как и почему столь древняя икона находилась в храме неизвестно.
Никольский храм, благодаря усердию клира и прихожан содержался в образцовом порядке, его периодически поновляли: белили, ремонтировали железную кровлю, окрашивали ее зеленой масляной краской (медянкой). Церковная глава для прочности была покрыта железом, а крест на ней вызолочен. По сведениям из Метрики 1887 года, иконостасы в холодной и теплой церкви были «нового устройства, с колоннами, деревянные, в холодной - 3 яруса, с резьбой на золотом поле; царские двери состоят из 2-х створок резные на золотом поле; в теплой в 2 яруса, деревянный окрашенный белою краскою с позолотой, верхушки обоих круглые». Стены холодной церкви, и ее купол были расписаны «живописным письмом», а в теплом храме (трапезной) на столбах имелись «иконы живописные», то есть отдельные изображения святых. О колокольне в Метрике сказано, что она имела пять колоколов. Самый большой весом 150 пудов был отлит на заводе почетного гражданина Финлянского в царствие Императора Александра II, при митрополите Московском Макарии, священнике Грузове, церковном старосте Якове Алексееве, усердием Вырубовых и прихожан и снабжена подписью: «Благовествуй земле радость велию».
Многолетний настоятель Свято-Никольской церкви села Мансурова - священник Григорий Иванович Грузов был личностью незаурядной. Свое многотрудное служение он начал в 1848 году 26 лет от роду, после окончания Московской духовной семинарии. 28 июля 1898 года по благословению Митрополита Московского Владимира (Богоявленского) праздновалось пятидесятилетие его служения в церкви села Мансурова. Заслуги пастыря были столь значительны, что это событие нашло отражение в "Московских церковных ведомостях". Именно за время его служения было выстроена новая церковь, колокольня, церковная школа, были осушены болота вокруг храма, а также был вырыт пруд, канава вокруг церкви, посажен сад. Церковно - приходская школа при церкви была открыта трудами священника Григория Грузова в 1887 году при участии московского Кирилла – Мефодиевского братства. Преподавание в ней вел сам священник и его дочь, имевшая диплом учителя. Это было первое учебное заведение на территории нынешнего Костровского округа.
После революции село Петрово, как и Юркино перешли в состав в Воскресенского уезда Никольской волости. 25 декабря 1921 года председатель волисполком Ремезов заключил соглашение с членами церковно-приходской общины о передаче им Никольского храма как указывалось в этом документе, - «в бессрочное и бесплатное» пользование. Среди тех, кто заключал договор, верующих из села Петрово представляли: Иван Никитич Синицын, Михаил Петрович Поликарпов, Сергей Миронов, Егор Степанович Аксенов, Федор Иванович Буянов, священник Иван Васильевич Холмогоров и, исполнявший тогда в храме должность псаломщика, иеродиакон Алексей Константинович Беляев. От деревни Мансурово документ подписали: Илья Дмитриев, Сергей Егорович Птицын, Петр Васильевич Сучков, Егор Яковлевич Ярочкин, Иван Васильевич Шульгин. Восемь прихожан представляли другие селения. А всего подписавшихся было двадцать человек. Проживают ли сейчас их потомки в этих местах, и помнят ли они мужество своих праотцев в лютую годину перед лицом беспощадных гонителей, поминают ли их в молитвах, наведываются ли в храм Божий, восстановленный для них другими людьми?
К делу о передаче церкви была приложена подробная опись ее имущества, насчитывающая 63 номера с описанием 250 предметов, среди которых 83 иконы, множество серебряных предметов из церковной утвари. А через полгода в Никольском храме уже составлялся новый «документ» об изъятии «в помощь голодающим», почти всех, бывших в церкви серебряных предметов, в том числе священных сосудов и других предметов литургического и богослужебного назначения. Были изъяты: напрестольный крест, тарели, лжицы, ковшик, кадила, лампады, а также серебряные ризы с образов Владимирской и Казанской Божией Матери, иконы святителя и чудотворца Николая, серебряный оклад с Евангелия.
В 1936 году церковь была закрыта и подвергнута разорению. После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Храм постепенно разрушался, перестав в результате отвечать даже нуждам складского помещения. Крайне запущенной была окружающая территория, так как до 1990 года здесь был поселок для строителей Рижской трассы. Местные жители этот поселок строителей называли «Палестиной».
И только спустя 59 лет (1995 год), церковь была передана общине и начаты реставрационные работы. 01.11.1996 в Никольском храме состоялась первая Божественная литургия. 2 ноября 2003 архиепископ Можайский Григорий cовершил великое освящение Никольской церкви.