«Культура – это святыня народа, святыня нации, – писал академик Д. С. Лихачев, - наши предки создали великую русскую культуру и создали ее благодаря христианству. Именно с принятием христианства на Руси стала развиваться архитектура, живопись, музыка, литература, законодательство, стала распространяться грамотность. Русский народ фактически родился под знаменем Христа, и мы не преувеличим, если скажем, что Россия, которую мы с вами знаем, Россия от Тихого океана до Балтийского моря, эта Россия создана православным русским народом. И сегодня опора на православие, на отечественные традиции и культуру дает возможность формированию правильных ориентиров в процессах образования и воспитания подрастающего поколения».
История церковно-приходской школы Никольского храма
Стараниями искусствоведа Скопина В.В. были произведены длительные историко-архивные изыскания о Никольской церкви. Данные этих изысканий гласят следующее: церковно-приходская школа при Никольской церкви была открыта в 1887 году при участии, занимавшегося просветительской деятельностью московского Кирилло-Мефодиевского Братства. Первоначально она размещалась в небольшом старом доме, умершего пономаря Лаврова, купленном за 50 рублей церковным старостой Яковом Ярочкиным, и в ней обучалось 39 детей. Выстроить новое здание за собственный счет крестьяне не могли по бедности, и в 1891 году священник Григорий Грузов обратился к Митрополиту Московскому Макарию за разрешением построить новое, более вместительное здание, на что израсходовать 600 рублей из церковных денег. В своем прошении он писал: «…что самим крестьянам всегда приходится между заутреней и обедней, не имея другого пристанища, приходить в наше убогое училище, где при всей тесноте мы поучаем и неграмотных слову Божию. Поэтому наша церковная школа должна быть и воскресною для всех и неграмотных. Сверх сего Кирилло-Мефодиевское братство положило платить учителю в нашей церковно-приходской школе 125 рублей… Стройку же всю по нашему мнению можно возложить на старосту церковного - крестьянина сельца Мансурово Якова Алексеевича Ярочкина и представителей при проверке церковной суммы крестьян - села Петрова Платона Исидорова и деревни Алексеевки Григорья Васильева, как людей честных в исполнении на них своей обязанности». Благословление на строительство было получено, и в том же 1891 году новая школа на каменном фундаменте длиной 18 и шириной 12 аршин (в аршине71 см.) с помощью благотворителей была выстроена, и обставлена необходимой мебелью и освящена. Помимо отца Григория, детей обучала его дочь - девица Анна Григорьевна Грузова., имевшая диплом учителя. В ней учились дети селений Петрово, Алексеевка, Корсаково, Мансурово, Татищево и Шейка. Для повышения грамотности населения планировалось построить начальную земскую школу в Корсакове. У местных жителей остались в памяти имена учителей этой школы — мужа и жены Тропаревских. В1899 г. при храме числилось две школы: питомцев Воспитательного дома и церковно-приходская. В первой работали учителя Николай Александрович Шереметев и Максим Максимович Новиков, наблюдатель священник Григорий Иванович Грузов. Главы крестьянских семей получали от государства три рубля в месяц на содержание ребенка, взятого из приюта. Такие дети потом принимались на казенный счет в учебные заведения — реальные училища, институты, университет. Как пишет Ю. Межевых (Истринские вести. 1997. № 60), «из них многие вышли в люди, стали учителями, врачами и т. п. Старожилы помнят их фамилии до сих пор — Синицыны, Пушкины, Сорокины». В церковно-приходской школе преподавали законоучитель священник Григорий Грузов и учитель Дмитрий Скворцов.
28 июля 1898 года по благословению Митрополита Московского Владимира (Богоявленского) праздновалось пятидесятилетие служения в церкви священника Григория Грузова. Заслуги пастыря были столь значительны, что это событие нашло отражение в «Московских церковных ведомостях». В тот знаменательный день, Божественную Литургию в Никольском храме совершали родной племянник юбиляра, издатель известных всей православной России «Троицких листков» и казначей Троице-Сергиевой Лавры - архимандрит Никон (Рождественский) вместе с благочинным священником П.В. Цветковым, самим юбиляром и другими священнослужителями. Теплое благодарственное слово произнес архимандрит Никон. В нем прозвучали и такие слова: «Разве не счастье – молиться, молиться сегодня среди тех прихожан, которых ты большею частию и крестил, и учил, и венчал, и руководил, яко пастырь добрый, в их жизни и трудах, которыя любят тебя целым сердцем, почитают тебя за родного отца?
А эти две школы, стоящие близ дома твоего, как оне появились тут? Петрово (Мансурово) стоит не на распутиях больших дорог, а в сторонке: почему же начальство нашло нужным избрать именно это село для такой школы, какой и в ином городе нет?.. Да просто потому, что тут есть батюшка отец Григорий, который сумеет поддержать школу, как никто из соседей, который сам учит, давно-давно учит, да как учит, как дай Бог любому знаменитому педагогу…». Так сердечно завершилось чествование замечательного пастыря – священника скромной провинциальной церкви. А основанная им церковно-приходская школа продолжала действовать. В дальнейшем на деньги, которые выделялись от церкви и уездного земства, обучалось 19 мальчиков и 13 девочек. Служивший в Никольской церкви с 1900 года священник Иван Васильевич Холмогоров был одновременно законоучителем в местной церковно-приходской школе, в Троицкой земской школе и наблюдателем по Закону Божию в школе питомцев Воспитательного дома.
Последняя клировая ведомость по церкви была составлена во время германской войны, в 1916 году. Новых сведений о церкви она не содержала. О ее владениях и составе прихода записано: «…Дома для церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, построенные тщанием самого причта. Другие здания, принадлежащие церкви - церковно-приходская школа и сторожка. Расстоянием церковь от консистории в 70 верстах, в 35 верстах от уездного города Рузы. Ближайшие к ней церкви: Христорождественская, что в селе Юркино, в 2-х верстах, Успенская села Онуфриево - в 5 верстах. При церкви церковно-приходская школа и школа питомцев Воспитательного дома». Церковно-приходская школа была первым учебным заведением на территории нынешнего Костровского округа. Значительно позже было открыто несколько земских школ.
Взаимодействие Никольского храма и Костровской средней школы
Все больше детей переступают порог храма, поэтому есть здесь аналой и подсвечник для детишек, подходящие им по росту. В храме помнят, что будущее России находится в руках родителей, воспитателей, учителей. Настоятель Никольской церкви - частый гость Костровской средней школы. Исторически на Руси учитель и священнослужитель в деле образования и воспитания всегда шли рядом, вместе делали важное дело нравственного воспитания. Совершенно естественно, что с возрождением храма начала возрождаться и связь со школой. Много думали настоятель храма и директор школы Корольченко Н.Ф. о реальных формах совместной работы, искали пути взаимопонимания и взаимодействия. С сентября 2003 года в школе было введено преподавание курса Основ Православной Культуры, с первого класса по одиннадцатый. Клир Никольского храма ежегодно участвует в проведении в школе Рождественских чтений, праздничных концертов посвященных Рождеству Христову, Пасхе Господней, празднованию Дня славянской письменности и культуры, Дня православной книги, Дня Православной молодежи, торжественных линеек, круглых столов, педагогических советов, открытых уроков, классных часов, бесед с учителями и учениками. Стали доброй традицией проведение уроков-бесед для старшеклассников и учителей в храме, совместное участие в благотворительных акциях, Вахтах памяти, олимпиадах по ОПК, выставках детского рисунка, фотовыставках, спортивных соревнованиях и других праздниках православной молодежи Московской области и нашего района. Протоиерей Вадим Сорокин регулярно встречается с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом Костровской сельской средней школы, принимает участие в заседании Управляющего Совета Костровской средней школы. Приход Никольского храма давно помогает школе в оснащении педагогического процесса методическими пособиями и учебниками для преподавания курса «Основы православной культуры», православными видеофильмами, мультимедийными проектами и различной православной литературой для детей и взрослых, в изготовлении декораций и костюмов для проведения православных праздников, в организации паломнических поездок.
Во время своего архипастырского посещения Истринского благочиния 25 апреля 2010г. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вручая в Никольском храме с. Мансурово протоиерею Вадиму Сорокину Благословенную грамоту, сказал: «Апостолы называли Господа учителем, и вот оттуда идёт это высокое имя, и каждый пастырь тоже является учителем. И поэтому, дорогой отец настоятель, я хотел бы в год учителя с благодарностью за то, что Вы продолжаете педагогическую традицию в этом приходе, и в дружеском сотрудничестве со светскими педагогами воспитываете детей, вручить благословенную грамоту, которую мы выпустили в этом году специально для тех, кто помогают нам в педагогической деятельности".
При каждой встрече с педагогами, подводя итоги обсуждаемых вопросов, настоятель Никольского храма протоиерей Вадим Сорокин высоко оценивает творческий поиск педагогического коллектива во главе с директором школы Корольченко Н.Ф. и подчеркивает, что в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник - во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, остается наследником культурной православной традиции. Именно поэтому, истины православной веры должны быть ориентиром, задающим ценностные координаты бытия людей.
Из истории Костровской средней школы
В 1969 году все школы Костровского округа были объединены в одну – Костровскую 8-летнюю школу. В 1975 году Костровская школа стала средней общеобразовательной.
Костровская средняя школа удостоена наград:
12 ноября 2001 года был подписан договор о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области. Со временем были заключены договоры о взаимодействии между благочиниями и муниципальными органами управления образованием. Благоприятное отношение Главы Истринского муниципального района Щербы А.Н. и ее заместителя по вопросам образования Юлынцевой И.Б. к сотрудничеству между Церковью и школой дает возможности для плодотворного сотрудничества между светской и церковной системами образования в деле духовно-нравственного возрождения нашего края. Костровская средняя школа Истринского района ввела преподавание курса «Основы Православной Культуры» с сентября2003 г. Директор школы Корольченко Н.Ф. и два учителя окончили специальные курсы и получили удостоверение на право преподавания основ православной культуры. Началась большая и длительная работа по созданию в школе кабинета православной культуры, подбору и приобретению учебной и методической литературы, по выработке эффективных форм урока и внеурочной работы. Учителя понимали, что задача преподавания предмета состоит в том, чтобы побудить учащихся задуматься о духовных истинах. В школе много добрых, славных традиций: краеведческая работа, работа музея боевой и трудовой славы односельчан, забота о ветеранах ВОВ, переписка с выпускниками школы, проходящими службу в армии, туристические поисковые походы, школьный театр, школьный художественный публицистический журнал – всё это прекрасно сочетается с этикой православной христианской культуры. Преподавание «Основ православной культуры» естественно переплетается с воспитательными принципами педагогического коллектива. Уже первый учебный год показал, как интересен и важен для детей этот предмет. Одобрительно и с полным пониманием отнеслись к ведению курса родители учащихся. Уроки православной культуры в конце первого учебного года посетили: благочинный церквей Истринского округа Дмитрий Подорванов, начальник Управления образованием Татьяна Борисовна Михайлова с ведущими специалистами, Глава Костровского поселения Табунцова О.А., настоятель Никольского храма иерей Вадим Сорокин. Был отмечен высокий уровень преподавания, творческое ведение уроков уже в начальной школе, зрелые рассуждения и интерес к предмету старшеклассников. Второй год преподавания в школе был завершён праздничными уроками, посвящёнными Дню равноапостальных Кирилла и Мефодия, учителей Словенский и заседанием педагогического совета с участием иерея Вадима Сорокина по обсуждению первых результатов ведения новой дисциплины. В третьем учебном году весь коллектив готовился к проведению общешкольного празднования Рождества Христова. Сначала разработали сценарий праздника. Участвовать хотели все и с радостью. Шили костюмы, репетировали, готовили декорации, имитацию звёздного неба, рисовали и вырезали фигуры ангелов. Особый восторг вызвало у всех большое художественное панно на ткани (размером 8,5 на4,5 м), изображающее евангельский сюжет Рождества Христова. Работа учителя Пилипочкиной Е. Л. Праздник получился торжественным, волшебным и, вместе с тем, трогательным. Звучали стихи, пение и торжественная музыка. На празднике выступил Благочинный церквей Истринского округа Дмитрий Подорванов. Детям было особенно радостно услышать его похвалу, одобрение и напутствие. Глава Костровского поселения Табунцова О.А. на протяжении многих лет проявляет серьезное внимание к нуждам школы и поддерживает педагогический коллектив во всех инновациях.
В школе учатся дети 12 национальностей. Среди них есть дети из семей, исповедующих разные религии. Очень важно отметить, что уроки православной культуры остаются для всех добровольными. Но ни один ребёнок ни разу не ушёл с этого урока. Дети хорошо понимают, что российская культура издревле основывалась именно на Православии и забывать этого нельзя. Педагоги старались, чтобы обучение было максимально профессиональным, доходчивым и увлекательным. Введение преподавания курса «Основ православной культуры» без преувеличения обогатило всё содержание учебно-воспитательного процесса в школе.
В школе работает экспериментальная площадка по преподаванию ОПК. По рекомендации начальника Управления образованием Администрации Истринского муниципального района Коровкина В.Г., специалистов Управления образованием Истринского района не один год на базе Костровской средней школы проводились закрытия районных Рождественских чтений. Во время проведения данных мероприятий педагогический коллектив проводил практические семинары для директоров, заместителей директоров по учебной работе, заместителей директоров по воспитательной работе, преподавателей средних школ Истринского района, посвященные системе работы педагогического коллектива по преподаванию Основ православной культуры и модели духовно-нравственного воспитания учащихся. Сейчас в школе есть хорошо оснащенный кабинет ОПК, в котором большое количество демонстрационных материалов выполняются учениками. Попечением прихода Никольского храма и школы собирается православная библиотека по разным разделам (Священное Писание, справочные материалы, жития святых и подвижников благочестия, история Церкви, история России, педагогика, учебники, духовно-нравственная литература для детей и взрослых).
Труд педагогов школы был оценен по достоинству Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, который во время своего архипастырского посещения Истринского благочиния вручил в Никольском храме с. Мансурово Благословенные грамоты особо потрудившимся на ниве просвещения и духовного возрождения педагогам Костровской школы (Корольченко Н.Ф., Пилипочкина Е.Л., Медведева В.П., Богданова Н.В.).
На традиционной августовской конференции работников образования Московской области, прошедшей 28 августа2013 г. в Доме Правительства Московской области, было принято решение, седьмой пункт которого гласит: «По-прежнему в решении задач духовно-нравственного воспитания, образования, формирования личности поддерживать тесный контакт с Московской епархией Русской Православной Церкви». У нашей школы есть все основания продолжать и дальше развивать православную просветительскую и воспитательную деятельность.
«Православная вера дает нам особенный национальный характер», — писал А.С. Пушкин.
Ученики и учителя Костровской школы о православной культуре:
Тяга к духовной красоте. У нас в школе учатся ученики разных национальностей. Мы все дружим, обмениваемся информацией, создаем общее мнение о чем либо. А что касается разногласий и даже конфликтов на расовой почве, об этом не может идти речи. Мы все вместе нередко ездим в храм Святителя Николая, и после посещения у всех складывается общее доброе впечатление. Мы очень хотим больше узнать о православной вере, впитать в себя ее духовную красоту. (ученик 10 класса Исаков Роман).
Православный взгляд на жизнь. В нашей школе урок православной культуры не является обязательным к посещению. Но ни один ученик не пропускает этот урок и не считает его "вредным". Лично я считаю ОПК необходимым предметом. Изучая православный взгляд на жизнь, мы учимся быть добрее и внимательнее друг к другу, глубже понимаем историю народа. испытываем гордость за великие дела наших предков. (ученик 10 класса Котов Кирилл).
Это необходимо. Я считаю, что православную культуру необходимо изучать. Если бы не князь Владимир и его бабка Ольга, неизвестно, как бы мы сейчас жили и жили ли бы вообще. Хорошо, что в 988 году князь Владимир решил крестить народ, тем самым заложив основу Русского государства. Я люблю и уроки православной культуры, и наши общешкольные православные праздники. Нравится самой принимать в них участие. И еще мне очень нравятся приезды гостей на наши праздники. Очень приятно слышать от них добрые слова, пожелания в наш адрес. Всегда приятными и интересными бывают беседы с ними. (ученица 10 класса Привалова Оля).
Это важно. Нас очень многому учат уроки православной культуры. Мы впервые в жизни задумываемся о самых главных вопросах. Мне это важно. (ученик 10 класса Харламов Саша).
Погружение в красоту. Мы соблюдаем школьные традиции и традиции православных предков. Мне нравится погружаться в красоту православного мира. ( ученица 10 класса Бычкова Таня).
Наши родители рады. Посещать уроки православной культуры у нас необязательно, но их никто не пропускает. И наши родители тоже положительно относятся к этим урокам. Они рады, что мы учимся хорошему и полезному. ( ученица 10 класса Мокроусова Настя).
Учимся мыслить и говорить. На уроках православия мы узнаем много нового, интересного и важного. Мы учимся правильно относиться к жизни, к ровесникам и к старшим. А еще на них мы учимся мыслить и говорить правильным русским языком, стараемся избавляться от пустых штампов и уродливых выражений. ( ученица 10 класса Гаврилова Маша).
Что такое хорошо... Для меня уроки православной культуры очень важны. Они помогают нам понять, что хорошо, а что плохо, что считается человечным, а что бесчеловечным. Они воспитывают в нас любовь к Богу, к своей культуре, к своему народу. ( ученица 10 класса Корнева Таня).
Семена добра. В нашей округе много храмов восстанавливаются из небытия, из безпамятности и заброшенности. Мы рады, что в некоторых посильных работах по возрождению Никольского храма в Мансурово принимали участие и наши ученики. На первый взгляд, немудрящая это работа - прополоть приствольные круги в молодом саду возле церкви. Но вот после труда дети приходят в храм, с благоговением любуются окружающим их великолепным убранством, с душевным трепетом слушают обращенные только к ним мудрые и простые слова отца Вадима. И западают в душу семена доброты, веры, любви к Родине. ( учитель литературы и ОПК Богданова Наталья Владимировна).
Защита молодежи. Православная культура - это то, чем жили и что много веков создавали добрые, благочестивые люди с верой, надеждой и любовью к творцу нашего мира. Мы все - наследники этой культуры и для каждого из нас этот мир открыт. Православная культура помогает защитить молодежь от различных сект, которые действуют под религиозными лозунгами. ( учитель истории Ромова Любовь Николаевна).
Главное в жизни. Хочу рассказать о классных часах "Поговорим о милосердии", "Возлюби ближнего как себя самого". Это были открытые диспуты детей. Ребята искренне выражали свои мысли и пришли к очень хорошим выводам: нет ничего важнее в жизни, чем духовное соучастие, совершаемое человеком для человека; самое, казалось бы, маленькое, но благородное движение сердца, не должно оставаться незамеченным; и в школе, и в семье должен царить культ добра. Еще более ответственно отнеслись дети к классному часу "Иисус Христос - величайший из учителей". Этот классный час мы закончили мини анкетой "Назови три слова, без которых ты не мыслишь свою жизнь". В разных сочетаниях дети назвали слова: Бог, Родина, совесть, честь, школа, мама, папа, друзья. (учитель иностранного языка Гегач Герта Ароновна).
Радость и свет жизни нашей. Для ребят, которые больше думают о настоящем, сиюминутном, чем о вечном, мир житийной литературы с его тишиной, смирением, уединением, трудолюбием кажется странным и чудесным. Это и вызывает их интерес. Порой разговор на уроке о жизни святых и подвижников переходит границы урока и продолжается на классных часах, где главными героями выступают сами ребята, их поступки, дела, мысли, взгляды. Ребята понимают, что никогда не иссякала и не иссякнет русская земля святостью. Это вносит в нашу жизнь радость и свет. (учитель литературы Титкова Любовь Николаевна).
Как передать нравственный опыт. Дети моего класса с большим интересом участвовали в подготовке и проведении классных часов, связанных с православием. К классному часу "Святые заступники русского народа" ребята сами приготовили две выставки: "Наши святые заступники" и "Быть русским - значит быть православным". А к классному часу "Великая сила любви" подготовили рассказы о святых Петре и Февронии, высказали свое восхищение их жизненным подвигом. Ребята отметили: теперь точно убедились, что день святого Валентина - чужой праздник. Я считаю, что все это побуждает детей к углубленному изучению и принятию нравственного опыта наших православных предков. (учитель математики Будаева Галина Ивановна).
Православие как образ жизни. Хочется отметить поведение детей в тот момент, когда в класс пришел новичок из мусульманской семьи. Ребята были подготовлены к восприятию человека другой религиозной культуры. Они вели себя доброжелательно, открыто, а если кто-нибудь позволял себе что-то не то, другие тут же одергивали его. Ученики моего класса с удовольствием участвуют во всех школьных православных праздниках. Для них православие не просто предмет, а образ жизни. ( учитель биологии Федосеева Нина Николаевна).
О религиозных противоречиях. Изучая ОПК, учащиеся приходят к пониманию необходимости уважения людей, исповедующих различные религии. Дети сами приводят примеры конфликтов, в основе которых лежат религиозные противоречия. ( учитель географии Тюрина Галина Анатольевна).
Учебники по курсу «Основы православной культуры»
В федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение N 1) по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» вошли 2 учебника по курсу Основ православной культуры: Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5. Изд-во «Просвещение»; Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5. Изд-во «Дрофа». Оба учебника прошли экспертизу в Синодальном Отделе религиозного образования и катехизации и получили церковный гриф (были рекомендованы для использования в школах).
Основы православной культуры – полный текст учебника для 4 класса на сайте «Православие и мир», 8.03.2010.
Презентация учебника — беседа с отцом Андреем Кураевым. Источник: сайт «Основы религиозных культур и светской этики» (новый школьный предмет ОРКСЭ).
Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Учебно-методический комплект разработан в соответствии с концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и обеспечивает преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Учебники имеют гриф «Рекомендовано МОН РФ» и входят в Федеральный перечень2012 г. Курс основан на культуроведческом подходе.
Документы, материалы по предмету «Основы православной культуры»:
1. Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации. Дополнения. Разъяснения.
2. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»
3. Поручение Президента Российской Федерации Д. Медведева от 2 августа 2009
4. Предложения Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования
5. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин / 16 Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».
6. Разъяснения Отдела религиозного образования и катехизации относительно Стандарта православного компонента общего образования
7. Издания, получившие Гриф Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ на 1 сентября 2012 года.
8. МИОО. Лаборатория истории и культуры религий мира. Научно-методические основы преподавания религий и религиозных культур для учителей ОРКСЭ. Полезные ссылки, разработки уроков.
Другие ссылки
ОПК в регионах, округах, учебных заведениях
Указанная информация об учебниках и материалах по курсу ОПК представлена на сайте Сергиевского благочиния в разделе «Основы православной культуры». http://s-blag.ru/obrazovanie/opk/