logo-left

 

b170707 

Главная О храме История

Этнографические сведения

История народной жизни и культуры

Проводя исторические изыскания в архивах о Никольском храме с.Мансурово, искусствовед Скопин В.В. обнаружил редкую рукопись середины XIX века под названием «Этнографической описание Рузского уезда Московской Губернии». Со второй половины XVIII и до начала XX века земли Истринского района Московской области относились к Рузскому уезду обширной Московской губернии. Описание составлено чиновником канцелярии Московского гражданского губернатора Волковым. И если для составителя источником сведений географического и статистического характера послужили  официальные документы, то заметки по этнографии были сделаны со слов поселян и других местных жителей. Они  интересны  как ценный материал по истории народной жизни и культуры и именно в рассматриваемом нами  Рузском районе. В предисловии автор отмечает, что отличительная черта  этнографии Рузского уезда заключается  «…в направлении поселян к промышленности. Они, во-первых, дровосеки, то, что составляет главный промысел, во-вторых, ремесленники. Нет селения, где бы крестьяне, кроме хлебопашества не занимались каким-либо посторонним промыслом. Впрочем, торговля заставляла крестьян сноситься с горожанами постоянно, что не помешало (им) сохранить многие обычаи старины, какие видим в празднествах общих и семейных». Во многом забытые сейчас этнографические особенности этих праздников не имеют ярко выраженной региональной окрашенности, но они помогают лучше понять народную деревенскую и семейную жизнь. Автор заметок  говорит о  важнейших церковных праздниках, но описывает не торжественное церковное праздничное богослужение, а то, что происходило после него, за церковной оградой, в крестьянских домах, на деревенской улице, на полях и в лесу. Перед нами предстают яркие, живые картины давно минувшего времени.

В первый день  самого торжественного светлого праздника Пасхи, после великого поста, девушки расплетали косы, распускали волосы по плечам и завязывали на  голове банты. На первый и второй день после обедни крестьяне наряжались в лучшее платье и выходили на улицу. Разделившись на круги: мужчины - на холостых и женатых, а женщины - на замужних и девушек, - они пели духовные песни и христосовались. На третий день девушки снова заплетали косы, а молодые холостые мужчины строили качели из семи бревен, и начиналось веселье. Парни и девушки распевали протяжные песни о быстротечности праздников, «слезливом времени», про расставание с любимым, про светлую мечту о будущей счастливой жизни. На святой неделе варили пиво,  играли на улицах в «передвижки», «горелки» и  «колышки». С четвертого дня праздника начинаются хороводы с песнями то про красную девицу, взятую в полон, то про славного российского генерала, которого не плохо было бы полюбить, и прочие мечтательные фантазии...

В неделю жен-мироносиц (третья неделя по Пасхе) варят белую брагу, потом отправляются гулять. Впереди, в сопровождении  холостых парней с бубном или гармонью, выступают девушки с березкой, увешанной лентами,  за ними следуют замужние женщины, которые пляшут под музыку или поют песни. С молодой нераспустившейся березой ходят из дома в дом, и хозяева обязаны угощать игроков брагою. Обойдя все деревни, веселая толпа останавливается на улице «и попарно пляшет». По окончании пляски мужчины и женщины отходят друг от друга, кланяются  и расходятся по домам. В следующие за этим праздником воскресенья крестьяне водят хороводы, поют песни, играют на улице.

В Егорьев (празднование великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля ст.ст.) день после обедни священника приглашают на выгон, где совершается молебен с водоосвящением.  Утром этого дня пастух, играя в рожок, идет по деревне, и вдовы, которые пользуются уважением и слывут благочестивыми, выгоняют скотину вербою. По окончании молебна пастух берет образ и с ним обходит три раза все стадо. Наконец,  скот в сопровождении крестьян гонят в поле,  и каждая крестьянка ставит вербу в рожь на своей полосе и молится Богу. С поля возвращаются в деревню, наделивши пастуха хлебом, яйцами, лепешками с творогом.

Николин день (день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, 9 мая ст.ст. ( этот день был престольным праздником в Никольском храме)  крестьяне после службы проводят обыкновенно, ибо они в это время часто заняты барщиной. На улицу выходят одни девушки, которые водят хороводы.

В Вознесение (празднуется  в сороковой день по Пасхе) пекут блины из ячменя с творогом, варят яйца и ходят на рожь, и каждый садиться обедать на свою полосу. После этого поднимают маленьких детей за уши, приговаривая «видишь ли Москву?». Если ребенку не больно, то он отвечает «не вижу», а если больно, то - «Вижу» и  его поднимают еще выше, со словами «расти рожь больше -  вот такая!». Затем начинают валяться во ржи, приговаривая «Расти рожь повальная». Наконец встают, молятся Богу, после чего возвращаются в деревню, а вечером на улице водят хороводы.  Автор «Описания» замечает, что эти обряды исполняются лишь немногими, оставшимися в этот праздник дома. Большая же часть крестьян,  в ближайшую перед Вознесением среду,   уходит в Воскресенск на ярмарку, так как в этот день там  храмовый (престольный) праздник. На ярмарке закупают хмель, солод и другие припасы для домашнего обихода.

В Троицын день (празднование Святой Троицы совершается в пятидесятый день по Пасхе) крестьяне идут в церковь с цветами, в тех  селах, где в этот день храмовый праздник устраивается ярмарка. Купцы раскидывают палатки на лугу, неподалеку от церкви, а по другой сторону  строят круглые качели, коньки и балаганы. Торг открывается после ранней обедни и продолжается  трое суток. Лишь благовест к заутрени прекращает на несколько часов эту шумную деятельность. Поселяне и пришедший на ярмарку народ, помимо торговых дел, веселятся в хороводах устроенных  между торгом и балаганами,  при этом звенит бубен, играет гармонь.

В Духов день (день Святого Духа – следующий после Троицы) после заутрени девушки, которых называют  «коноводницами», ходят по дворам и собирают одни -   пиво, другие -  яйца, а холостые молодые парни готовят вино. Когда приготовление окончено, в доме делают яичницу, а одна из девушек выходит на улицу и зовет «на венки». Собравшиеся девушки и парни берут березку, украшенную лентами, и идут  в лес. Впереди,  с песнями молодые крестьяне несут вино, девушки - пиво, вслед несут березку и за ней яичницу,  далее идут холостые мужчины с бубном и гармошкой  заключают шествие девушки. Придя в рощу, женщины и мужчины разделяются на две стороны и кланяются друг другу.  Мужчины в своем кругу ставят вино, а девушки пиво с яичницей, березку втыкают в землю между двумя кругами, составленными из играющих. Поклонившись девушкам, мужчины садятся все вокруг яичницы, а девушки попарно идут сплетать венки. Подойдя к березке, каждая пара заламывает и завязывает венок, перевязывая его голубой лентой. Подруги между собой целуются, говоря:                          

                                         Кумушки накумимся,

                                         Что бы нам с вами,

                                         Век не браниться,

                                         Вечно дружиться.

«Покумившись», девушки возвращаются к мужчинам, становятся все в круг и поют песни:                      

                                         Мы веночки завивали,

                                         На головку надевали,

                                         Домой идти опоздали,

                                         Наши ножки приустали,

                                         Над кустиком сами встали.

                                         На ту пору,  на тот час

                                         Сам охотник набежал

                                         Люблю девушек, сказал.

После этой песни начинался хоровод, и пение продолжается после перегонки скотины. Возвращаясь назад, несут березку, бьют в бубен, играют на гармони и пляшут. Подойдя к речке, отрывают ленты от березки и бросают в реку. Пройдя в деревню, останавливаются и снова образуют круги, заводят хороводы, которые продолжаются до полуночи.

На третий день после Духова дня мужчины со своими женами ходят гулять из дома в дом, при этом хозяева должны угощать гостей. Здесь начинается игра-спор: чья жена более покорна мужу. При этом жена должна доказывать мужу готовность исполнить все его желания, к примеру: на обращение мужа «у меня болят ноги», - жена, закинув назад руки, кланяется мужу до земли, касаясь его ног головой. На возглас мужа «у меня горят уши» жена, взявши мужа за уши, целует. После этого, убежденные  в покорности своих жен спорщики возобновляют пирушку.

В ночь под Петров день (празднование святых правоверных апостолов Петра и Павла, 29 июня по ст.ст.) ходят в поле искать голубой цветок, растущий на берегу реки и, по народным поверьям, распускающийся в полночь. Согласно предания,  кто сорвет его - будет знать «все клады». Поутру, после обедни, мужчины и женщины идут искать этот цветок, называемый Петров крест и, нашедши, выкапывают корень и приносят домой, что бы беречь как талисман, приносящий достаток в дом.    

В Иванов день (видимо, здесь речь идет о праздновании дня Рождества Иоанна Крестителя, 24 июня по ст. ст.) между ранней и поздней обеднями, ходят в лес и собирают травы и корни лесной мяты, зверобоя и других целебных растений. Вернувшись домой, вскоре вновь выходят на улицу петь песни и водить хороводы.

С Иванова дня все радости сельской жизни исчезают до Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по ст. ст.), ибо крестьяне заняты работами в поле и лишь на сам праздник водят хороводы и веселятся. Также радовались, пели и водили  хороводы в день празднования Рождества Богородицы (8 сентября ст. ст.) после чего все увеселения летнего времени прекращались, а с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября ст.ст.) начинаются посиделки, которые бывают с вечера до утра и продолжаются до середины Великого поста. На посиделках девушки занимаются по будням пряжею, а в праздники - шитьем; мужчины плетут лапти. Главная же цель посиделок – выбор невест. Посиделки (когда не было поста) сопровождались пением, пляской под гармонь, загадками, жмурки, хороводами и прочим.                                                              

В сочельник перед Рождеством (25 декабря ст. ст.) мальчики с кувшином идут колядовать, при этом поют песни. Колядовщикам кладут в кувшин кутьи и дают хлеба. В день празднования Рождества Христова мальчики ходят славить Христа. Первые дни праздника крестьяне, одевшись в лучшее платье, проводят на улице в ожидании священника, и только проводив его, позволяют себе веселиться. Обычно веселье начинается с четвертого дня.  При наступлении вечера  холостые мужчины и девушки принимается за гадания. Женатые в святочные вечера занимаются игрой в карты, женщины прядут пряжу и шьют. Во время гуляний главное торжество – ряженые. Крестьяне любят рядиться медведями, лошадьми, цыганками, солдатами, девушки парнями, а парни бабами и т. п.

На сырной неделе (речь идет о сырной седмице (масленице) – последней неделе перед началом великого поста) с понедельника  в деревне начинают варить пиво и печь блины, что является обязанностью старших в семье хозяев. Со среды начинают зов  в гости зятьев, которые должны  принести в подарок тестю: хлеб, пирог и пряник, а теще - мыло.  В четверг начинается общее гулянье, которое продолжается и в пятницу, когда ездят из деревни в деревню, катаются с гор. В субботу отправляются к дальним родственникам - прощаться, а  воскресенье -  прощальный день между кумовьями,  в этот день мать крестника приносит куме мыло, пирог и хлеб, а кума одаривает её шубкой или поясом.

Важнейшими событиями для крестьянской семьи  были крестины,  свадьбы, похороны, но они не имели значительных региональных отличий. Остается добавить, что народные празднования  в Рузском  уезде Московской губернии, красочно и подробно описанные Волковым в его примечательном труде имели значительное сходство с другими уездами и губерниями Центральной России.  Каждый из праздников имеет глубокий символический  и познавательный смысл, но здесь отметим  лишь соединение их с церковной жизнью, с духовным осмыслением мира, с тем порядком вещей, когда стихийное проявление сельской, мирской жизни сочетается с правилами христианской нравственности.

Московская епархия РПЦ
Яндекс.Метрика