Покаяние (исповедь) — есть Таинство, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18). Таинство исповеди есть великая милость Божия к слабому и склонному к падению человечеству. Исповедь есть доступное всем средство, ведущее к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи. Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). Часто от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя. Поставьте перед собой вопрос, что вы собой представляете перед своей совестью и перед лицом Бога и об этом говорите. Почему мы говорим об этом с Богом? Разве Он не знает всего? Конечно, знает. Но окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается в рамках Таинства Исповеди непременно при посредничестве иерея. Такая форма Таинства установлена самим Господом Иисусом Христом. Явившись апостолам по своем преславном воскресении Он сказал им: "...примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20,22-23). Апостолам, столпам древней Церкви, дана была власть снимать с сердец людей покрывало греха, от них эта власть перешла к их преемникам — епископам и священникам. Священник на исповеди молит Бога принять кающегося. В таинстве Покаяния человеку сообщается благодать, освобождающая его от грехов и наделяющая душу способностью понимать волю Божию. Согрешивший искренно просит Господа дать ему силу увидеть свои грехи в свете Евангелия, дабы пробудилось в душе раскаяние в совершённых грехах, дабы чистосердечным исповеданием грехов укрепить в себе стремление к исправлению. Христос, видя, что человек просит искренне Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение.
Подготовка к Исповеди
К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи. Можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя — это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои». Во время исповеди вы должны назвать свои грехи, не вдаваясь в излишние подробности, но и не скрываясь за общими формулами. Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели.
А что если грехов нет? Этот вопрос может возникать по двум разным причинам. Чаще всего мысль о собственной безгрешности бывает проявлением духовной слепоты и гордыни — молитесь, чтобы Бог избавил вас от этого страшного состояния. Но бывает и так, что человек с Божией помощью исправил свою внешнюю жизнь, покаялся в старых грехах, но не знает, что делать дальше. Такая внешняя безгрешность, по сути, является нормальным состоянием христианина, однако, это состояние всё же весьма далеко от совершенства. После исправления внешней жизни должен начаться следующий, более трудный этап — очищение сердца, результатом чего должна стать совершенная внутренняя чистота и полная свобода от греховных мыслей. Эта чистота и является, в свою очередь, условием для достижения высшей цели нашей жизни — богообщения. «Блаженны чистые сердцем, - говорит Евангелие, - ибо они увидят Бога» (ср.: Мф. 5: 8). Чистота сердца достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость работой по искоренению в себе греховных привычек и страстей и по насаждению всех добродетелей, в чем да поможет нам Бог.
10 заповедей
1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня.
Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу.
Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры.
2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им.
Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, сребролюбие, гордыня и тщеславие.
Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию.
Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания.
4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов.
Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила.
5. Почитай отца своего и матерь свою.
Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, не почтение к старшим, ругань на священство и власти.
Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них.
6. Не убивай.
Грехи: убийство (в том числе аборт), самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души.
Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним.
7. Не прелюбодействуй.
Грехи: плотская любовь вне законного брака, супружеские измены, рукоблудие, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры.
Добродетели: супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей, целомудрие.
8. Не воруй.
Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество.
Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня.
9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение.
Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет.
10. Не желай чужого.
Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога.
Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё.
Исповедь совершается в храмах. Исповедь должна быть полной: нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Для не исповедующихся год и более исповедование грехов предваряется так называемым говением, которое по Уставу длится целую седмицу. Словом «говение» в практике Русской Православной Церкви издавна называется приготовление к Святому Таинству Причащения. В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию — духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. К этому нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения.
Родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с семилетнего возраста, в зависимости от уровня развития ребенка и способности сознательно проанализировать и исповедать свои грехи. День исповеди и Святого Причащения должен быть для ребенка днем праздничным и радостным. Советуйте, предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и причастию, но ни в коем случае не заставляйте ребенка. Ребенка нельзя принуждать к исповеди. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное. При подготовке к исповеди родитель может разве что в общих чертах на примерах рассказывать о том, что такое грех, но никак не указывать на известные ему грехи ребенка, или настаивать на них. Важно объяснить ребенку, что при совершенно искреннем, честном, правдивом исповедании грехов, они полностью устраняются из его души. Господь омывает сердце и душу и воцаряется благодатная чистота. Если ребенок особенно волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему кратко письменно составить перечень дома, чтобы потом прочитать его на исповеди.
Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди. Но с самого раннего детства необходимо вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Мы учим детей анализировать, что хорошо, а что плохо, поэтому возраст для исповеди может и уменьшаться, если ребенок понимает что это за Таинство, и дает отчет своим поступкам. Важно побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Задача родителей — настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Ребенок постепенно должен понять, что Таинство Исповеди — это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей. Важно, чтобы ребенок не боялся этого Таинства, а поэтому нужно предупредить священника, если у вашего ребенка первая исповедь.
Таинство Покаяния (исповедь) в Никольском храме совершается:
• в воскресные дни с 08.00 до 09.00 только для детей и и тех, кто по немощи телесной не имеет возможность присутствовать на вечернем богослужении
• накануне больших церковных праздников и воскресных дней во время вечернего Богослужения (начало Богослужения в 15:00)