logo-left

 

zag01

Главная О храме История

История реставрационных работ и росписи храма

Храм святителя Николая села Мансурово Истринского района был передан общине в мае 1995 года. На момент передачи здание церкви было сильно разрушено: отсутствовали окна и двери, с северной стороны проломлена стена, разрушен фундамент, обрушены своды главного алтаря и трапезной, отсутствовали полы. Внутреннее пространство было завалено мусором и старым оборудованием. Вся прилегающая территория также была завалена строительным и бытовым мусором, поскольку в последние годы на территории церкви располагался поселок строителей трассы Москва-Рига.

По заказу прихода ТПО «Громов, Пальцев и Ко» в 1996 г. произвели историко-архивные изыскания, архитектурно-археологические обмеры церкви и выполнили рабочие чертежи. Главным архитектором проекта была Сотникова М.Б., искусствовед проекта - Скопин В.В.

Реставрационные работы были начаты летом 1996 года.  Настоятель церкви - священник Вадим Сорокин является главой прихода, и он ответственен за все стороны деятельности. Очень важно было суметь организовать деятельность многих специалистов, соблюсти правильную технологию реставрационных работ и привлечь к выполнению работ грамотных и совестливых людей. Умение внутренним взором видеть гармонию и благолепие храма помогали батюшке на долгом и нелегком пути восстановления.  В 1997 крыша была покрыта оцинкованным железом, начата вычинка стен по фасаду, переложены своды в трапезной. В последующие годы проведены реставрационные работы по внутренней отделке и  убранству церкви, отремонтирован фундамент, покрыты медью купола. Установили   отопление по  технологии музейного типа,  а также тепловые завесы с западного и южного входов. Выполнено остекление церкви с установкой проветривания по современным технологиям. Настелены полы из высококачественного уральского мрамора (змеевик). Установлены внутренние и наружные двери в храме, подоконники из белого мрамора, привезенного из села Коелга (Челябинская область).

Сотрудничество с высокопрофессиональными мастерами «Иконостасной мастерской»  Палеха под руководством А. Влезько и Ю. Федорова принесло хорошие плоды. В октябре 2002 года установлен пятиярусный иконостас из красного дерева, а летом 2003 года начаты работы над проектами 4 больших напольных киотов. Каждый иконостас, созданный в «Иконостасной мастерской» уникален. Еще в процессе разработки образа и стиля иконостаса учитывается архитектура храма, время его постройки, особенности внутреннего строения церкви и алтарной стены, где будет установлен иконостас. Основной элемент в резьбе по дереву – орнамент. Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, которым украшают интерьер. При построении орнамента используют принципы симметрии и ритмические повторы. Подчиненность конструктивным особенностям украшаемого предмета – это и есть самый главный аспект, который учитывается  при выполнении орнамента.  

Церковная резьба по дереву является искусством, благословленным отцами церкви и считается богоугодным делом, несущим свет и духовность и призванным приучать людей видеть красоту.

Длительные поиски опытных мастеров-иконописцев позволили познакомиться с различными современными иконописными школами. Большой интерес вызвала богатая историческими и культурными традициями мстерская школа. Византийская техника письма плавями (плавь - жидкое письмо, тонкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции), византийская иконография сохранялись в Мстере на протяжении нескольких столетий. Стиль данной иконописной школы определялся культурными запросами старообрядчества. Написание икон "старого письма" развили своеобразный иконописный стиль и высокий уровень реставрации. О широкой известности мстерских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных собраний. Не случайно становление и развитие научной реставрации древнерусского искусства в России в конце 19 века было в первую очередь связано с именами мстерских иконописцев и реставраторов. Характерными чертами мстерской школы являются сильный рисунок, орнаментальность, плоскостность и своеобразный колорит. За годы гонений на церковь, воспитанные на вековых традициях древнего искусства, мстерские мастера сумели сохранить свой особенный стиль иконописания. C 90-х годов двадцатого века мстерская иконопись начала свое возрождение.

В 2003 году известные мастера мстерской школы начали писать иконы для иконостаса Никольской церкви. Иконы написаны в стиле 19 века. Выполнены они в золотопробельной технике, благодаря чему создается эффект свечения. Обращает на себя внимание  тщательность проработки и отделки всех деталей изображений, виртуозно используется рисунок при передаче складок одежд. Для передачи глубины пространства на иконах применялась своеобразная моделировка фона, которая представляет собой систему тончайших тональных переходов холодных оттенков с постепенным высветлением к верхней части. Для икон характерна насыщенная цветовая палитра, дополненная золотом. Работой иконописцев руководил Лебедев Владимир Анатольевич. Установка  главного иконостаса и написание икон для него осуществлялась на пожертвования Попова С.Н.

К 2003 году храм был хорошо просушен и подготовлены внутренние стены к предстоящей росписи. Роспись стен была выполнена теми же мастерами, чтобы сохранить стилевое единство интерьера в четвериковой части храма. В течение года велись проектные и подготовительные работы, а после Пасхальной седмицы 2005 года мастера приступили к росписи. Роспись cтен посвящена житию святителя Николая: рождество святителя Николая, крещение святителя, поставление во диакона,  поставление во епископа,  спасение преподобного Афанасия, приведение сына Агрикова из плена, избавление невинно осужденных от казни. В куполе храма, в простенках между окон, написаны Спас Нерукотворный, образ Пресвятой Богородицы «Нерушимая стена», архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил. На парусах традиционно написаны образы евангелистов. Грунтовка поверхностей производилась с применением цельных куриных яиц. Перенесение рисунка на стены проводилось старинным иконописным методом - путем продавливания контура прориси-картона. Краски готовились из пигментов на основе яичной эмульсии (из цельного куриного яйца) с добавлением антисептика. Живописные работы проводились на основе методов монументальной живописи с применением традиционных мстерских приемов. Глубина пространства создавалась несколькими планами, которые по мере приближения к передней линии выделяются более тщательной прорисовкой мелких элементов и деталей.

Благоустроение Никольского храма еще не было завершено, но некоторые цели уже достигнуты: выполнено благоукрашение четвериковой части храма, выстроены центральные ворота в виде трех арочных пролетов, увенчанных тремя главками с крестами - как было в давнем 1903 году, началась постройка церковной ограды.

«Иконостасная мастерская» Палеха разработала  чертежи малых иконостасов для трапезной. Весной 2006 года на пожертвования Попова С.Н.   иконостасная мастерская «Палехский иконостас» закончила работу по изготовлению 2-х резных иконостасов, которые были установлены в приделы Похвалы Пресвятой Богородицы и Первоверховных апостолов Петра и Павла. Резные двухъярусные иконостасы выполнены из бука и плавно переходят в неразрывную линию киотов до входа в четвериковую часть. Их стилевой основой является сочетание классического стиля с элементами барокко. 

29 января 2006 года в храме состоялась Божественная литургия, которую совершил архиепископ Можайский Григорий. Владыка поблагодарил прихожан и настоятеля храма священника Вадима Сорокина за качественно проведённую реставрационную работу.

В августе 2007 года в Никольском храме села Мансурово был закончен еще один из важнейших этапов благоукрашения внутреннего пространства. Расписаны стены и своды трапезной (пожертвования Коротоножкина С.И ) и написаны  иконы для новых иконостасов (пожертвования Попова С.Н.). Работа была длительной и сложной: два года велись проектные и подготовительные работы. В декоративном убранстве интерьера гармонично сочетаются стенная живопись, иконы изящного письма и золоченая резьба по дереву. Содержательный уровень сводов – Рай, Царство Небесное – органично раскрывается в орнаментальном – декоративном убранстве. Лучковые своды трапезной расписаны растительным узором в зеленовато-голубоватых тонах с вкраплением охры, розового цвета, золота двух оттенков. На стенах трапезной  изображены следующие сюжеты: западная – «Страшный Суд», на южная - «Сошествие святого духа на апостолов»,  на северная - «О Тебе радуется», на восточная – образ Спаса Нерукотворного с ангелами. Светлый колорит росписи сводов и стен зрительно увеличивает внутренний объем трапезной, в которой находятся два придела: Похвалы Пресвятой Богородицы и Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Над алтарями написаны Голгофы с терновым венцом – символом Воскресения Спасителя. Цвет умбры иконостасов является прекрасным фоном для позолоченной сквозной и рельефной резьбы и икон, написанных на синевато-зеленоватом фоне. Оригинальность и изящество рисунка икон выражаются в контрасте фона и фигур святых, написанных в золотопробельной технике. Иконы отличает тщательное письмо с проработкой мельчайших деталей, богатый чистый колорит с обильным использованием золота. На многих иконах присутствует пейзажный фон. Мстёричам, как непревзойдённым колористам, всегда удавалось создать абсолютную гармонию, оперируя широким спектром тоновых градаций и сочетанием различных  цветовых сопоставлений.  Мстерких иконописцев под руководством Лебедева В.А., которые расписывали стены и писали иконы, отличает не только профессиональное владение своим мастерством, но и художественный талант. Такие слова признательности за труд на благо церкви можно сказать и о высоком уровне выполненной работы мастерами по дереву иконостасной мастерской Палеха, возглавляемой А. Влезько и Ю. Федоровым.  Содружество мастеров и резчиков из Палеха (Ивановская область) и иконописцев из Мстеры (Владимирская область) под руководством протоиерея Вадима Сорокина позволила создать эту красоту. С 2007 года при Никольской церкви начала работать иконописная мастерская. 16 марта 2008 года по окончании Литургии, посвященной празднованию Торжества православия, протоиерей Вадим Сорокин представил мстерского иконописца Лебедева В.А. и его сына Лебедева И.В., ведущих работы в Никольской церкви, прихожанам. После службы состоялось согласование эскизов росписи алтаря в четвериковой части. 30 апреля в храме состоялось молебное пение о призывании помощи Святого Духа пред началом всякого доброго дела, посвященное началу работ по благоукрашению Никольского алтаря, а уже к ноябрю работы по росписи главного Никольского алтаря были завершены (пожертвование Родионова П.И.). В иконографии образов, в каждой детали композиций и их живописной трактовке заложены тексты Священного Писания, литургические мотивы. Сюжеты росписи строго канонические: центральный — « Спас в силах», над жертвенником — «Жертвенный Агнец», над дьяконником - «София, Премудрость Божия». Орнамент также выполнен в каноническом стиле - это лоза винограда и раннехристианские символические изображения Церкви Христовой и Спасителя. Роспись восточной стены и отдельных элементов сводов выполнена в своеобразной технике — письмо « по сквозному  золоту», что позволило достичь эффекта глубины. Растительный орнамент и общий колорит росписи зрительно увеличили пространство алтаря. Пастельные охристо-оливковые, голубовато-сероватые тона служат великолепным фоном для золота и более насыщенных цветов. Трудами иконописцев создана возможность ведения безмолвной проповеди вечной Славы Божией. Позже, за усердные труды на благо Святой православной Церкви, иконописцы Лебедев В.А. и Лебедев И.В. награждены Благословенными грамотами от Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 

Заботами настоятеля Никольской церкви с. Мансурово  протоиерея Вадима Сорокина и благодетеля Примечалова М. Б. в декабре 2009 г. было закончено  создание в едином стиле  киота и столика под канун. Киот и столик, выполненный мастерами Палеха, перекликаются элементами резьбы и золочеными деталями с иконостасами. Вера, профессионализм мастеров и совестливое отношение к труду — вот та основа, на которой прочно стоит мастерская  «Палехский Иконостас». Новая икона, достаточно редко встречающегося извода, «Предста Царица» для киота над кануном написана мстерскими иконописцами Лебедевым В.А. и его сыном Лебедевым И.В. Настоятель Никольской церкви протоиерей Вадим Сорокин совершил чин освящения вновь написанной иконы, а затем рассказал прихожанам об особенностях иконографии данного извода. На иконе Спаситель восседает на престоле как Великий Архиерей. Ему предстоят Божия Матерь в царских одеждах и святой Иоанн Предтеча со свитками в руках, архангелы Михаил и Гавриил. Христос предстает здесь как символ высшей справедливости, как Глава Церкви, как Царь царствующих. От фигуры Спасителя исходят тонкие золотые лучи, блистанием своим озаряющие все окружающее. Золотой цвет в иконописи изображает вечность. Небесный престол в иконографии – не просто символ царственной власти – это и символ вселенной, символ всего видимого и невидимого мира. «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс.102, 19). Название иконы дано по словам 44 псалма, стих 10: «…предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащнных одеяна, преиспещрена». Икона символизирует соборное моление всей новозаветной церкви. Иконопись – это особая знаковая система, ставшая языком Церкви. И нам необходимо учиться понимать то «слово», которое лежит в основе иконописи.

Попечением прихожан и благотворителей (Корсаков В.А. и  Венцлавская  ТА.) закончено  создание в едином стиле  престола, жертвенника и дьяконского столика в главном алтаре храма. Работа выполнена  мастерской  «Палехский Иконостас» в марте 2010 г.  С 2000 г. приход Никольского храма сотрудничает с мастерами из Палеха.  Работу  мастеров отличает целостный подход к созданию индивидуального образа  храма. В 2009 г. мастерская "Палехский Иконостас", возглавляемая А. Влезько и Ю. Федоровым,  была награждена дипломом за вклад в сохранение и развитие традиционной национальной культуры. Традиция резьбы очень древняя и перечень применения резьбы по дереву очень большой. Церковная утварь из дерева всегда ценилась за индивидуальность и неповторимость, казалось бы, одних и тех же составляющих предметов церковного обихода. В соответствии с церковными канонами  и традициями разрабатывался проект, который учитывает архитектуру, строение  и цветовую гамму алтаря, а также пожелания заказчика. Все предметы выполнены из красного дерева с применением  плоской и скульптурной резьбы. Элементы резного декора выполнялись по оригинальным, специально разработанным картонам из массива дерева. Художники, резчики по дереву, столяры и позолотчики осуществили задуманные проекты, вкладывая в них свое мастерство и частицу души. В престол вставлены резные иконы с уникальной по красоте и выразительности резьбой  и сложными многофигурными композициями. Сюжеты резных  икон  строго канонические: «Голгофа»,  «Тайная Вечеря», «Моление Господа о чаше», «Господь несе Крест на Голгофу».  Нынешнее представление людей об иконе связано только с живописью.  О резной  традиции  икон известно мало. Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии вместе с христианством. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре). Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. Собственное тепло и выразительность дерева вызывают чувство душевного  покоя и умиротворения.

18 сентября 2011 состоялось благодарственное молебное пение по случаю завершения работ по изготовлению больших угловых киотов и аналоев для четвериковой части храма (пожертвования Родионова П.И. и Родионовой Н.И.). В 2010 году были начаты работы по проектированию, и в начале 2011 года мастерская «Палехский иконостас», приступила к  изготовлению изделий. Изделия выполнены из красного дерева. Растительными и геометрическими элементами резьба перекликается с главным иконостасом и элементами росписи. Для отделочных работ по резьбе использовалось сусальное золото и лаки лучших производителей. Мастеров, которые владеют искусством церковной резьбы, можно с полным правом назвать художниками по дереву, поскольку их творения прекрасны и одухотворенны. Мастерская «Палехский Иконостас» в каждом проекте следует своему неизменному правилу: все должно служить одному – помочь молящемуся  «всякое житейское отложить  попечение» и обратить сердца к Богу. Все предметы церковной утвари в храме создаются с особой тщательностью в соответствии с общей концепцией оформления интерьера.

15 февраля 2012 г. в храме совершен чин освящения новых икон. 16 икон для углового киота в четвериковой части храма поставлены в киоты (пожертвования Родионова П.И. и Родионовой Н.И.). Иконы написаны  мстерскими  мастерами Лебедевым  В. А. и его сыном  Лебедевым И. В.  Иконописцы применяли разные техники – это письмо по сквозному золоту, золотопробельная техника (используется твореное золото),  техника чернения (письмо по золоту сажей), техника «пуантель» (нанесение на золото красок мелкими штрихами). Серо-голубой фон новых икон с усилением цвета вниз служат великолепным фоном для золота и более насыщенных цветов: пастельных  охристо-оливковых и зеленоватых, лиловых и розовых, красно-коричневых и пурпурных. Украшены иконы орнаментами, в углах икон написан раннехристианский крест с трилистником.  На каждой иконе написан тропарь. В храме стало больше икон Пресвятой Богородицы и икон святых угодников Божиих.  На земле все подчинено законам времени, но существуют вещи непреходящие. Господь позволяет нам в каждый день почувствовать вечность через молитвенное общение с нашими небесными покровителями.

21 февраля 2012 г. во время рабочей поездки,   заместитель  министра культуры  Правительства МО  Анохина  Светлана  Александровна, генеральный  директор  ГУП  МО «Московский областной информационно-аналитический культурный центр» (ГУП МО «МОК центр») Скрынникова Елена Владимировна посетили Никольский храм с. Мансурова  Истринского района. Настоятель Никольской церкви протоиерей Вадим Сорокин рассказал о проведении работ по восстановлению и благоукрашению храма, сохранению исторической территории и ландшафта. Гости высоко оценили уровень проведения реставрационных работ и отметили высокий эстетический уровень убранства храма, особо отметив плодотворное сотрудничество с мастерами Владимирско-Суздальского края.

7 апреля 2012 г. после праздничной литургии совершен чин освящения икон, написанных для второго углового  киота в четвериковой части храма (пожертвования Родионова П.И. и Родионовой Н.И.). Русский православный мир богат множеством иконописных образов, каждый из которых помогает человеку в определенных жизненных ситуациях. Для храма написаны 12 минейных икон в правый киот, скомпонованных в годовую икону. Каждая из них представляет собой своего рода календарь «в образах». «Минея» происходит от греческого слова «месяц», поэтому каждая из икон соответствует одному из месяцев литургического года. На минейных иконах  изображены cвятые, почитаемые в определенный месяц, имена которых носят крещеные люди. Каждый крещеный человек имеет своего небесного покровителя и наши святые будут вечно ходатайствовать за нас перед Богом. В этом же киоте помещены иконы Пресвятой Богородицы: «Тихвинская», «Иверская», «Казанская», «Смоленская», «Споручница грешных», «Нечаянная радость», «Державная»,  «Знамение». Для левого киота написаны икона  «Спас Нерукотворный» — самый почитаемый и любимый образ Иисуса Христа на Руси и иконы Пресвятой Богородицы: «Млекопитальница», «Воспитание», «Умягчение злых сердец»,  «Утоли моя печали»,  «Целительница», «Феодоровская», «Взыскание погибших», «Помощница в родах». Русская православная иконография имеет самый большой список образов Пречистой Девы Марии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Богоматерь по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах… Святая церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», одну Богоматерь она просит: «Спаси нас»». Иконы Пресвятой Богородицы обладают великой благодатной силой, которая очищает души молящихся.   В этом же киоте помещены иконы Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного  Антония Великого, Египетского, преподобного Афанасия Афонского, великомученицы Варвары, мученицы Параскевы, нареченной  Пятницей, святой праведной Матроны Московской,  святой блаженной Ксении Петербургской. Каждый  найдет себе утешение  в молитве перед этими иконами, поскольку это весь путь человека от его рождения  до  старости, и, что очень важно для молящихся, все перечисленные иконы левого киота являются покровительницами семьи, детей и юношества. Традиционно иконы для храма писали  мстерские  мастера. Лебедев В.А., возглавлявший работу иконописцев, рассказал прихожанам об особенностях написания икон и ответил на интересовавшие прихожан вопросы.

20 апреля 2013 в Никольском храме состоялось праздничное богослужение, посвященное престольному празднику Похвалы Пресвятой Богородицы.  В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. В этот радостный для прихожан день в Никольском храме с. Мансурово состоялось знаменательное событие - чин освящения и водружение  нового колокола «Пастырь» весом 2700 килограммов.  В память о старом колоколе весом 150 пудов, который когда-то радовал прихожан своим звучанием,  на новом возобновлена надпись «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу».  Колокол «Пастырь» украшен рельефными иконами Троицы, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Владимировская», архангела Михаила, первоверховных апостолов Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, муч. Евгения. Отлит колокол попечением госкорпорации «Росатом» и концерна « Росэнергоатом»  в Каменске-Уральском товариществом «Пятков и К». Настоятель храма протоиерей Вадим Сорокин поблагодарил всех благотворителей, участвующих в благоукрашении церкви и отметил, что колокола являются неотъемлемой частью православного богослужения. Они призывают нас на молитву, их звон сопровождает верующих на протяжении всей жизни.

8 декабря 2013 совершен чин освящения новых четырех икон в Никольской церкви села   Мансурово. В трапезной части храма попечением концерна « Росэнергоатом» поставлены новые киоты и иконы. Киоты  и оклады для икон, выполненные мастерами из «Палехского Иконостаса», перекликаются элементами резьбы и золочеными деталями с иконостасами и элементами росписи. Основной принцип работы мастерской - строгое соблюдение традиций и церковных канонов. Новые иконы: « Св. Ангел Хранитель», «Прп. Мария Египетская», «Собор новомучеников земли Истринской», «Собор прп. старцев Оптинских»  написаны мстерскими иконописцами Лебедевым  В. А. и его сыном  Лебедевым И. В..  Настоятель Никольской церкви протоиерей Вадим Сорокин совершил чин освящения икон, а затем рассказал прихожанам об особенностях иконографии. Иконопись Мстеры отличает особая колористика: предпочтение цветам охристой гаммы (оливковому, золотистому), применение сложных цветовых сочетаний (например, зеленого и розового).  Особый упор делался на тщательность проработки и отделки всех деталей изображения, изображения пейзажного фона. Именно эта школа иконописания, относительно близкая нам по времени, но сохранившая верность канонам церковного искусства, стала образцом для многих современных иконописцев. Сотрудничество с мастерами древнего Владимиро-Суздальского края, хранящими и развивающими  традиции предков, использование только проверенных временем материалов, строгое соблюдение церковных канонов  позволили  выстроить  целостную среду и сделать внутреннее убранство  храма гармоничным и торжественным.

Любовь церковной общины к своему храму позволяет показать многим людям лучшие образцы православной культуры, отличающиеся качеством и тщательностью исполнения. 

«Памятник, - говорит святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, - есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что не прекращает порученной ему проповеди, и таким образом доходит до целого народа и до многих последующих родов». 

Московская епархия РПЦ
Яндекс.Метрика