logo-left

 

zag10

Главная Богослужения Таинства

Таинство Причащения

Таинство Причащения (Евхаристия) установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 -54). Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии — хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с  Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия. Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви. В этом Таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе, а приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь. Встреча с Богом необходимо предполагает Божий суд над человеком. "Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет" ( 1 Кор. 11, 29) - вразумляет нас апостол Павел. Приступают к Чаше с особым благоговением, «со страхом Божиим, любовию и верою».  До?лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» («И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться. К Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году — в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого  носишь).

Подготовка к Причастию

Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и телесный пост от 1 до 7 дней, который предполагает воздержание от скоромной пищи,  воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений - каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно нужно исповедаться перед Причастием. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Вечером читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Те, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения. Перед Причастием обязательно читается «Последование ко Святому Причащению». После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Непосредственно в канун Причастия до?лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (не есть и не пить ничего с утра перед службой). К Таинству Причащения приступают натощак. В конкретных случаях (по болезни) возможны отступления от этих норм, обсуждать их следует индивидуально со священником.

Дети до семи лет приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, для них не являются обязательными пост и молитвенное правило. Но, чтобы у детей не возникло нежелательное чувство обыденности происходящего, определенная подготовка к Таинству необходима. Молитве ребенка необходимо учить, чем раньше, тем лучше, также и посту, но для ребенка физическим постом, к примеру, может быть воздержание от сладостей. Если ребенок здоров и есть возможность уже после года или двух приносить его натощак, то это уже будет для ребенка подготовка к Причастию. За 2-3 дня до Причастия следует читать с детьми Евангелие и душеполезные книги, сократить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию). Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению. Детей к Храму нужно приучать постепенно, не принуждать отстаивать всю службу. Поэтому узнайте в храме, где вы собираетесь причащаться, к какому времени лучше прийти с ребенком.

Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии. Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе. Причастники должны приступать к Святой Чаше, сложив крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Приняв Святые Тайны, необходимо сразу проглотить Их. По причащении диакон или пономарь обтирает уста причастника специальным платом, после чего он целует край святой Чаши, как само ребро Христово, из которого истекли кровь и вода. Затем запивает Причастие теплотой с антидором - частями просфоры, отрезанными от Агнца и разрезанными церковнослужителями на небольшие кусочки (от греческого - "вместо дара", то есть - вместо Тела Христова). Таким образом, как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя. Младенцев нужно подносить к Чаше лицом вверх на правой руке и в таком положении причащать. После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы.

В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны. Остаток дня необходимо провести благочестиво.                               

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зависимости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию.

Причащать имеет право только священник или епископ. Никто - ни священнослужитель, ни мирянин ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Московская епархия РПЦ
Яндекс.Метрика